Стратегическая модель
архитектуры SAM (Strategic Architecture Model)
Øинструмент анализа и документирования
архитектуры предприятия и связанных с ней доменов
Øразработана английской консалтинговой
компанией Systems Advisers Ltd
Øприменяется, в частности,
консультантами Microsoft во
внутренних и внешних проектах и помогает в создании документов, которые
передаются заказчикам и партнерам в ходе работы
Нотация "сфер
интересов"
•использует нотацию "сфер
интересов" для представления целостного набора фактов о предприятии и
"отношений", которые связывают эти факты в полезные группы
•предоставляет общие структуры для
определения архитектуры и механизмы,
позволяющие организовать и анализировать информацию об архитектуре
Итеративный подход при
создании архитектуры
сочетает элементы разработки «сверху–вниз»
и «снизу–вверх»:
Сфера может заполняться в направлении
"снизу–вверх" путем сбора относящейся к предметной области информации, а на более высоких
уровнях эта информация будет
обобщаться
Либо же заполнение может идти в
направлении "сверху–вниз" с постепенной декомпозицией на более мелкие
детали
Наиболее важные сферы
-цели и
задачи, организация,
-бизнес-процессы,
-прикладные
системы,
-технологии,
-проекты,
-бизнес-компоненты,
-данные,
-бизнес-функции,
-инфраструктура
Основные понятия
1.Внутри
каждой области интересов сохраняется информация о какой-то определенной предметной области, что обеспечивает простоту сопровождения
и извлечения этой информации.
2.Минимальный
объем информации, относящейся к какой-либо сфере, называется элементом (member)
3.Группировка
всех функций, создающих и обновляющих одни и те же элементы данных с помощью
процесса под названием "коммутативная кластеризация".
4. Кластеризация позволяет определить неизбыточное количество
"строительных блоков" – компонент – которые могут использоваться для
построения систем и приложений, поддерживающих определенные бизнес-процессы. Компоненты являются важными
конструкциями в современных подходах к разработке систем.
5.Объединение (инкапсуляция) функциональности и данных позволяет на
практике добиться повторного и многократного использования элементов систем и
дает возможность замены одних элементов другими. Компоненты предлагают
"сервисы", которые могут использоваться в совокупности с другими
сервисами, предлагаемыми другими компонентами в рамках сервис-ориентированной
архитектуры.
Стабильные сферы
описывают достаточно стабильные элементы
бизнеса и представляют фундаментальные структуры:
-бизнес-функции,
-данные,
-бизнес-компоненты
-инфраструктура
Подвижные сферы
описывают то, что предприятие делает или
может делать с точки зрения бизнеса, в том числе для того чтобы обеспечить
отличия от конкурентов и динамичность в своей деятельности, области, которые
организация может изменить достаточно быстро в зависимости от экономических и
рыночных условий:
-организация,
-бизнес-процессы,
-прикладные
системы
-технологии
Динамичные сферы
задают направления бизнеса, рабочие
программы, управление изменениями. Они
описывают основные области, в которых работает предприятие, и усилия, которые
требуются для движения в сторону достижения целей и задач посредством связанных
между собой проектов
- цели и задачи
- проекты
Бизнес функции. Бизнес-компоненты
Все функции бизнеса подразделены
на несколько видов, каждый из которых очень важен в работе компании. Среди них
выделяют:
• Производство.
•Маркетинг.
•Администрирование.
•Человеческие ресурсы.
•Финансы.
Бизнес-компоненты определяют движение
бизнес-процессов, включают предпринимательство, стратегию, экономику,
финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг и
стратегии устойчивого роста.
Бизнес цели.
Бизнес-процессы
•Бизнес цели и обеспечивающие их задачи, достижение которых обеспечивает эволюционное развитие компании и
продвижение на рынке;
•Бизнес-процессы, составляющие конкурентное преимущество компании в соответствующей бизнес
ниши рынка товаров и услуг;
•Основные бизнес-процессы – генерируют доходы компании;
•Обеспечивающие бизнес-процессы – поддерживают
инфраструктуру компании,
•Бизнес-процессы управления – управляют компанией,
•Бизнес-процессы развития – развивают компанию.
Прикладные системы. Технологии.
Проекты
•Прикладные системы, автоматизируют работу бизнес-процессов
и бизнес-компонентов;
•Задействованные в организации программные и аппаратные
технологии для поддержания бизнес-процессов;
•Проекты, в ходе которых выполняется автоматизация
бизнес-процессов и компонентов и достижение бизнес-целей;
Организационная структура. Технологическая
инфраструктура
1.Оргструктура предприятия - состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по
подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются
определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд
и информации.
2.Информационно-технологическая
инфраструктура позволяет организовать комплексную систему
автоматизации функциональных и производственных процессов предприятия на
основе использования различных видов связи и сервисов
Достоинства методики
1.Методика
предлагает интересный инструмент анализа деятельности предприятия,
категоризации и связывания между собой различных элементов описания
архитектуры.
2. Методика
также содержит интересные находки в плане идентификации изменяющихся и
относительно стабильных областей архитектуры.
Модель стратегического выравнивания
Комментариев нет:
Отправить комментарий